Понедельник, Июля 24, 2017
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых - Поиск решения

Индекс материала
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых
Позиция взрослых
Поиск решения
Содержание документа
Инструктора объеденяются
Все страницы


Поиск решения поставленных задач потребовал от нас разработки пакета специальных документов: Положения «О взрослом членстве в МГПО», которое формулирует общие подходы к системе взрослого членства, принципы её функционирования в детской общественной организации; «Кодекса Инструкторов Пионерии», определяющего позицию взрослого (обобщённое название взрослого члена МГПО – Инструктор Пионерии) в детской организации, принципы отношений; «Квалификационных характеристик Инструкторов», а также специального документа: «Об особых правах, обязанностях и ответственности Инструкторов Пионерии, членов МГПО». Содержавшиеся в них идеи, положения и нормы составили организационного-педагогическую базу сложившейся в МГПО системы взрослого членства.

Инструкторами Пионерии в МГПО могут быть лица, достигшие 17-летнего возраста, признающие её Устав, Положение «О взрослом членстве», Кодекс Инструкторов Пионерии, непосредственно, постоянно участвующие в деятельности организации, являющиеся членами одного из её первичных объединений и выполняющие определённые функции в рядах МГПО. Таким образом, были созданы условия для преодоления существовавшей в прошлом неопределённости и неоднозначности позиции взрослого в пионерской организации, его статусной отстраненности от пионерского объединения.

В настоящее время инструкторами в МГПО является более 50 человек, возрастной состав которых колеблется от 17 до 55 лет. Все инструктора действуют на общественных началах. Костяк инструкторского состава МГПО составляют две группы: первая – инструктора со стажем более 15 лет работы в организации, имеющие опыт работы вожатого и методиста в ВПО (около 25% состава); вторая – вчерашние пионеры, прошедшие школу пионерской жизни, не желающие покидать ряды организации и готовые действовать в ней в новом качестве (более 55% от общего числа). Средний инструкторский стаж – 4-5 лет.

Профессиональный состав инструкторов в МГПО следующий (2009 год): студенты и аспиранты – 33%, сотрудники учреждений дополнительного образования – 27%, работники школ – 25%, рабочие, служащие, коммерсанты, научные работники – 11%, старшеклассники – 5%.

Большая часть инструкторов имеет высшее образование или обучается в ВУЗах. Состав инструкторов в целом стабилен и имеет тенденцию к росту.

Новым в работе взрослых стало введение их категорий. Инструктора Пионерии в МГПО делятся на три категории в зависимости от их приоритетных ролей в процессе жизнедеятельности пионерского объединения:

  • «Инструктора – вожатые» (в первую очередь, непосредственно и постоянно работают с пионерскими объединениями);
  • «Инструктора – специалисты» (в основном ведут учебные, творческие, содержательные и иные программы организации);
  • «Инструктора – организаторы» (преимущественно осуществляют организацию конкретных пионерских дел или серии дел).

Избранный подход даёт возможность использовать стремление реализовать себя, участвуя в жизнедеятельности детской организации в качестве её взрослого члена, самым разным категориям взрослых-общественников, имеющим для этого разные временные и иные возможности.

Способствует этому и тот факт, что наряду с инструкторами в МГПО есть ещё одна категория взрослых, которая оказывает содействие организации – это Друзья Пионерии. Чаще всего, это бывшие пионеры, не ставшие инструкторами, однако склонные помогать МГПО, находясь вне её состава.

В нашем опыте Друзья Пионерии оказывают различное содействие: от финансовой помощи до участия по согласованию с соответствующими органами пионерского самоуправления в отдельных делах организаций; они консультируют, помогают установить необходимые контакты за пределами организации и т.п. Они принимают участие в решении вопросов жизни коллектива с правом совещательного голоса.

Друзья организации объединяются в Советы Друзей коллективов МГПО. Не редки случаи, когда после нескольких лет участия в делах организации в качестве её Друга, взрослые становятся Инструкторами Пионерии. Общее количество активных участников Советов Друзей коллективов и организаций МГПО колеблется сегодня в пределах 100-150 человек.

Таким образом, имеющийся опыт показывает пути решения (до определённой степени, разумеется) и кадровой проблемы силами самой, самодеятельной детской организации в современных условиях.

Положение в организации Инструкторов Пионерии, являющихся, подчеркнём ещё раз, членами самой организации, и сегодня объективно двойственно, хотя характер этой двойственности изменился. В настоящее время как член организации инструктор обладает равными с детьми правами, в частности, при голосовании у него имеется лишь один голос. В то же время, инструктор как взрослый член организации, имеющий иной, чем у детей опыт, профессиональные знания и умения, выполняет специфические функции, имеет особые права и обязанности. Такая двойственность потребовала определения специфических функций, содержания единой педагогической позиции, а также особых прав и обязанностей инструкторов Пионерии, членов МГПО.

Это было необходимо ещё и потому, что, как показывают наблюдения, для подростков особо важны отношения, в которых присутствует не только статусное равенство взрослых и детей как членов организации, но и создаются условия для равенства в процессе жизнедеятельности коллектива. Подлинное же равенство детей и взрослых в детском общественном объединении может быть достигнуто, на наш взгляд, лишь тогда, когда равнозначность детской и взрослой субъектности в нём утвердится как норма взаимоотношений, что не имеет ничего общего с игрой в «равенство прав и обязанностей».

Многолетний опыт позволил определить функции, права и обязанности взрослых в современном пионерском объединении. Они прописаны в документе, регулирующим отношения «дети-взрослые» в МГПО в условиях взрослого членства, Положении «О взрослом членстве» К ним отнесены:

  • защита организации и её членов (правовая, обеспечение сохранности жизни, здоровья детей, их безопасности и др.);
  • создание условий для функционирования дружин, территориальных подразделений МГПО и организации в целом;
  • налаживание, расширение и укрепление связей МГПО с социальным окружением, а также в детском общественном движении;
  • представление интересов организации и отдельных ее подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в ходе контактов с взрослыми общественными организациями, прессой и т.п.;
  • приобщение детей к традициям организации, формирование опыта жизни по её законам.

В число функций инструктора включена и педагогическая функция, что, как было показано выше, характерно для общественных объединений детей.

Адекватная решению задачи гармонизации отношений «дети-взрослые» педагогическая позиция инструктора в нашем опыте выражается в гуманистичной и личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, которая в обобщенном виде может быть охарактеризована следующим образом:

  • цель взаимодействия – последовательно вести подростков к принятию нравственных ценностей пионерства, заложенных в принципах построения жизнедеятельности, традициях организации, её законах и символах и пр.;
  • принципы взаимодействия – товарищество, уважение к личности подростка, поддержка, необходимая для его успешности и формирования субъектной позиции;
  • способы взаимодействия – создание и использование для развития детей ситуаций, стимулирующих их самодеятельность, интеллектуальную активность, творчество в процессе коллективной деятельности, реализующей цели функционирования пионерского объединения;
  • личностная позиция инструктора – исходить из интересов ребенка, перспектив его развития как будущего гражданина страны, рассматривая его как своего младшего товарища по коллективной и творческой деятельности, объективно направленной на улучшение своей и окружающей жизни.

Эти положения нашли отражение в заповедях, включенных в Кодекс Инструкторов Пионерии. Общая позиция инструктора определяется в первой части Кодекса – Памятке «Инструктор, помни!».

Вводя в Московской городской пионерской организации взрослое членство, мы понимали, что противоречия, порождённые выделенной выше двойственностью ролей и позиции взрослого в составе самодеятельной детской общественной организации, не могут быть разрешены без того, чтобы заручиться пониманием подростками особой роли инструктора в организации. Поэтому на обсуждение Общего сбора Московского городского пионерского Слёта (VII Слёта МГПО, 2001 г.) был вынесен документ: «Об особых правах, обязанностях и ответственности Инструкторов Пионерии, членов МГПО».



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2017 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки