Понедельник, Июля 24, 2017
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых - Позиция взрослых

Индекс материала
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых
Позиция взрослых
Поиск решения
Содержание документа
Инструктора объеденяются
Все страницы


Такая позиция взрослых до определённой степени изменяла их отношения с детьми, поскольку главным в ней была поддержка пионеров, ориентированная на развитие их самодеятельности, что приближало взрослых и детей к формированию отношений сотрудничества. Как показала практика, в дружинах, где работали опытные вожатые и были способные к перестройке своего взаимодействия с пионерским отрядом учителя, позиция педагогического обеспечения принималась и реализовывалась, но в массовую практику этот подход не вошел.

В конце 80-х годов ХХ века в условиях усиливающегося стремления перестроить, обновить пионерскую организацию, которое проявляли и её руководители разного уровня, и исследователи, и дети, на всесоюзных пионерских форумах начали развиваться идеи о «товариществе» как основе позиции вожатого и вообще взрослого по отношению к пионерскому объединению, способной гармонизировать отношения детей и взрослых в нём. В качестве эффективного инструментария для реализации этой позиции рассматривалась система взрослого членства в детской организации, известная по опыту скаутских и коммунарских объединений, а также по передовому опыту ряда пионерских объединений страны. На Всесоюзной конференции пионерских работников (1990 г.) был создан «Кодекс взрослых в пионерской организации», наметивший новые черты позиции взрослого в ней. В работе X–го Всесоюзного пионерского Слёта впервые взрослые принимали участие в качестве делегатов. Основные положения Кодекса были ими поддержаны. Однако апробировать этот документ в рамках Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина в силу известных причин не удалось.

На современном этапе многими пионерскими объединениями РФ и стран СНГ идея взрослого членства принята.

В то же время, наблюдения показывают, что позиционирование себя в уставе в качестве «организации детей и взрослых» само по себе не изменяет отношений между детьми и взрослыми в объединении пионеров, не приводит к их гармонизации автоматически. Между тем для современного пионера-подростка значимость системы отношений в организации со сверстниками и с взрослыми (как показали исследования) чрезвычайно высока.

Данные опросов свидетельствуют, что и авторитарный стиль взрослого, и его дистанцирование от коллектива, а также мелочная опека пионерами категорически не принимается. В то же время, приветствуются умение быть на равных, готовность принять мнение ребят, а самое главное – постоянная совместная работа с ребятами в организации.

По сути, эти оценки детей близки к позициям отечественных педагогов, показавших и в своих теоретических разработках, и в практической работе с детьми умение строить с ними отношения высокой гуманистической пробы.

Определяя позицию взрослого по отношению к воспитаннику, С.Т. Шацкий отмечал: «Мы – товарищи детей. Мы должны делать всё, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдёмся с ними и добьёмся искренних отношений».

Раскрывая сущность педагогической позиции, А.С. Макаренко писал: «перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского детского учреждения. Отсюда вытекает и метод его педагогической работы», – подчеркнув: «сущность его педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников…».

И.П. Иванов определял такую педагогическую позицию как «общую заботу», формирующую «содружество поколений», в процессе реализации которой воздействия педагога на подростка будут сочетать открытое и скрытое влияние с доминированием последнего. По мнению учёного, такая позиция педагога базируется на подлинно коллективистических отношениях, выстраивающихся благодаря воспитательным отношениям товарищества, сущность которых можно было бы определить как взаимодействие воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направленных на улучшение своей и окружающей жизни. Эти отношения представляют собой (по мнению И.П. Иванова) коллективную деятельность, обеспечивающую активную позицию каждого члена коллектива.

Таким образом, предпочтения пионеров созвучны принципам товарищеских отношений в системе «дети-взрослые».

По их мнению, товарищеские отношения в организации, пронизанные гуманизмом и заботой, «дают возможность почувствовать себя человеком»; «не подавляют, а поднимают тебя»; «отличаются добротой, пониманием, но и, если надо, – суровой справедливостью». Именно такие отношения, как показывают многолетние наблюдения в коллективе РПШ «Комиссары», руководителем которого мы являемся с 1976 года, воспринимаются пионерами как одна из наиболее привлекательных сторон жизнедеятельности их объединения.

С точки зрения взрослых товарищеские отношения ведут к развитию субъектной позиции подростка в общественном объединении. В системе «дети–взрослые» они возникают, если субъектная роль ребенка для взрослого является и ценностью, и целью его воспитательных усилий, если в основе его взаимодействия с детьми лежит установка на диалог.

Учитывая сказанное выше, позиция «старшего товарища», созвучная основам пионерства, адекватна как позиция взрослого, действующего в пионерском объединении. Она позволяет гармонизировать отношения детей и взрослых в современном объединении пионеров (как членов объединения), преодолеть позиционную отстранённость взрослого от детского объединения.

Наше исследование и многолетний опыт показали: формирование товарищеских отношений в системе «взрослые–дети» процесс непростой. Для его успеха, в частности, требуется специальная система методов, которая получила название «система взрослого членства в пионерском объединении».

В Московской городской пионерской организации (МГПО) такого рода система функционирует с 1995 года. В процессе формирования этого опыта потребовалось решить целый комплекс задач. Он включает:

  • определение роли, места взрослых в современной самодеятельной пионерской организации и их особых функций и задач в ней;
  • разработку механизмов реализации взрослыми своих особых функций без ущерба для самодеятельных начал организации;
  • формулирование педагогической позиции взрослого члена пионерской организации в современных условиях и нахождение путей её реализации в практике жизнедеятельности пионерских коллективов;
  • построение системы, позволяющей взрослому члену современного пионерского объединения освоить соответствующую педагогическую позицию и простроить перспективы личного роста в организации;
  • нахождение путей реализации возможностей разных категорий взрослых-общественников в жизнедеятельности детской организации.

В ходе разработки и реализации на практике системы взрослого членства в МГПО, наряду с другими, решалась задача кадрового обеспечения жизнедеятельности самодеятельной пионерской организации в условиях изменения позиции государства в этом вопросе.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2017 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки