Четверг, Декабря 14, 2017
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Воспитательный потенциал

Индекс материала
Воспитательный потенциал
Основная часть
Прошедшие подготовку
Микрогруппы
Все страницы

Из анализа работ, выполненных за последние 15 лет в области педагогики детского движения видно, что влияние межвозрастного взаимодействия на эффективность воспитания в ДОО специально не рассматривалось. Определение  межвозрастного взаимодействия  как фактора  наиболее полной реализации воспитательного потенциала ДОО является безусловно актуальной задачей.

Изучая различные  группы подростков, мы пришли к выводу, что разновозрастные объединения подростков — это не только сфера удовлетворения потребности в общении, но и возможность самоутверждения, удовлетворения «чувства взрослости» подростка, что подтверждает  необходимость специального исследования  проблемы взаимодействия в разновозрастной группе, осуществляемого непосредственно в ходе совместных реальных  групповых действий.

В широком смысле "взаимодействие" выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. При этом взаимодействие выступает как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Такое определение взаимодействия является всеобъемлющим и применимо для отражения любых процессов и форм проявления сознания. Для понимания сущности "взаимодействия" применительно к педагогической науке обратимся к более узкому и наиболее часто употребляемому в смысловом отношении значению взаимодействия как взаимосвязанной, согласованной деятельности различных субъектов, в данном случае – подростков и взрослых. Такая взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта, действия которых предполагают общность целей и задач. Говоря об общности целей и задач, необходимо отметить, что взаимодействие субъектов в рамках деятельности общности предполагает наличие единых целей и задач или хотя бы общей целевой зоны в конкретных видах деятельности. Выполнение этих задач складывается из ряда последовательно решаемых этапов, более конкретизированных по своему содержанию.

Под целями и задачами понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими субъектами. Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Однако в педагогической и психологической литературе цели подразделяются на цели высокого и более низкого уровня.

Рассматривая взаимодействие в различных социальных сущностях, субъектами которого являются дети, подростки и взрослые можно говорить о взаимодействии индивидов разного возраста, о так называемом межвозрастном взаимодействии. Межвозрастное взаимодействие обладает рядом специфических черт, которые, в свою очередь безусловно влияют на его эффективность. Представляется интересным проследить связь межвозрастного взаимодействия с его влиянием на становление личности подростка.

В последнее десятилетие проблема взаимодействия взрослых и подростков продуктивно разрабатывается в различных аспектах. Работы зарубежных авторов (Р.Селман, О.Стауфорд, М.Фландерс, М.Хаузен) рассматривают взаимодействие, или интеракцию, в обучении, исходя из положений гуманистической и когнитивной психологии. Эмоционально- коммуникативную сторону взаимодействия анализируют в своих трудах Э.И.Беленкина, Л.В.Жарова, В.В.Котов, М.М.Рыбакова, Н.В.Седова, Р.Х.Шакуров и др. Как социально-психологический процесс рассматривают взаимодействие с детьми М.А.Вейт, Б.Г.Огаянц, Е.В.Субботский. Позиция взрослого во взаимодействии с подростками представлена как проявление педагогического творчества в работах А.С. Белкина, И.Д.Демаковой, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова.

Автором проделана более чем десятилетняя практическая работа, позволившая выявить некоторые эффективные способы, модели, методы организации межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2017 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки